..:: | Назад  | Содержание | Далее | ::..

3.3.1 Система частотной АПЧ гетеродина

Структурная схема радиоприемного устройства с системой ЧАПЧ представлена на рисунке 3.13.


Рисунок 3.13 – Структурная схема радиоприемного устройства с ЧАПЧ

За опорную частоту принимается резонансная частота настройки fпр0 контуров УПЧ (детекторная характеристика ЧД имеет нулевое значение на этой частоте). При уходе частоты гетеродина fГ от значения fГО= fC + fпр0 соответствующего точной настройке, на выходе ЧД вырабатывается напряжение соответствующей величины и знака.

Главной функцией ЧД в системах АПЧ является частотная дискриминация – процесс различения знака и частоты входных колебаний. Поэтому в системах ЧАПЧ используется понятие частотного дискриминатора.

Управляющий элемент (УЭ) под воздействием управляющего напряжения изменяет частоту генерации гетеродина. Основной функцией УЭ является обеспечение заданного интервала изменений частоты гетеродина и большой крутизны характеристики управления. Усилитель постоянного тока (УПТ) не только усиливает регулировочное напряжение, но и меняет знак крутизны детекторной характеристики ЧД. При уходе промежуточной частоты fпр от номинального значения fпр0 на выходе ЧД появляется напряжение, пропорциональное частотной расстройке Δfпр = fпр – fпр0 В результате воздействия этого напряжения на управляющий элемент гетеродина его частота fГ меняется в направлении уменьшения начальной расстройки таким образом, чтобы преобразованная частота была равна или близка центральной частоте настройки избирательных систем УПЧ fпр0. Эффективность АПЧ характеризуется коэффициентом автоподстройки:

KАПЧ = 1 + SУЭ SЧД

где – крутизна характеристики управления, Гц/В; SЧД – крутизна детекторной характеристики ЧД.

Полосой удержания называется полоса расстроек, в которой система АПЧ удерживает преобразованную частоту fпр близкой к промежуточной fпр0. При попадании сигнала в полосу захвата происходит «захват» частоты приемника системой АПЧ, после чего настройка сохраняется при отклонении частоты в пределах полосы удержания. Ширина полосы удержания (и полосы захвата) пропорциональна полосе пропускания ЧД и тем больше, чем больше коэффициент автоподстройки.

..:: | Назад  | Содержание | Далее | ::..